Упорядоченность изменений, происходящих на протяжении всего эпидемического процесса, детерминируется различными процессами управления. Управление может складываться как из искусственных, целенаправленных мероприятий, так и из различных элементов самоуправления, обусловливающих существование любой паразитарной системы.
Считается, что механизмы самоуправления в паразитарной системе, как и в других биологических системах, обладают определенным «запасом прочности», т. е. устойчивости к воздействию внешних факторов. Связано это с тем, что эволюционное развитие паразитарных систем происходило в изменяющихся условиях окружающей среды, с периодическими отклонениями от некого среднего уровня. Выживали лишь те системы, которые приобретали достаточный диапазон приспособительных механизмов, чтобы противостоять изменяющимся внешним воздействиям.
Полагают, что многие малоэффективные противоэпидемические мероприятия относятся к разряду именно такого рода «помех», которые, возможно, и сдерживают функционирование паразитарной системы, но не нарушают ее.
Наиболее эффективным управлением считаются такие процессы, когда целенаправленные мероприятия и элементы самоуправления системы «складываются» и совместно (синерги-чески) усиливают друг друга. Либо, наоборот, эффективно препятствуют развитию эволюционно закрепившихся механизмов самоуправления этой системы.
Основная же цель управления эпидемическим процессом заключается в выводе условий развития данного процесса за пределы саморегулируемых. В конечном счете, это приводит либо к целенаправленному сохранению эпидемического процесса в определенной фазе (например в фазе резервации), либо к полному разрушению паразитарной системы и ликвидации возбудителя инфекции как нозологической формы.
Поэтому наиболее целесообразно рассматривать механизмы управления эпидемическим процессом именно с точки зрения возможности направленного воздействия на различные элементы (звенья) элементарной ячейки эпидемического процесса.